воскресенье, 20 ноября 2016 г.

Хосе Антонио Примо де Ривера

Хосе́ Анто́нио При́мо де Риве́ра и Са́энс де Эре́диа (исп. José Antonio Primo de Rivera y Sáenz de Heredia * 24 апреля 1903, Мадрид — † 20 ноября 1936, Аликанте) — испанский политик, основатель партии Испанская фаланга.

Маркиз Хосе Антонио Примо де Ривера был сыном генерала Мигеля Примо де Ривера-и-Орбанехи, возглавлявшего Правительство Испании в 1923‒30 годах.


Получив начальное образование у частных учителей, стал студентом юридического факультета Мадридского университета, который окончил в 1922. Изучал военное дело в Мадриде и Барселоне, получил звание второго лейтенанта резерва. Примо де Ривера начал свою политическую карьеру как член Национального монархического союза (исп. Unin Monrquica Nacional). После падения монархии (апрель 1931) стал депутатом кортесов. В марте 1933 вместе с молодым философом Рамиро Ледесмой Рамосом содействовал учреждению первого периодического издания фашистов — еженедельной газеты «Фашист» (исп. "El Fascio"). В ней они обличали: либерализм с его республиканским строем; лицемерное масонство, прикрывавшееся социалистическими идеями и лозунгами; марксизм, с его классовой борьбой, доведённой до абсурда; а также анархистов, атеистов и прочих леваков. Демократической власти противопоставлялся путь национальной диктатуры, способной остановить разгул либерализма, защитить интересы народа и идеалы социальной справедливости.


Республиканские власти запретили газету и конфисковали тираж, что вызвало бурную полемику в прессе. Эти публикации подготовили общественность к основанию 29 октября 1933 в Мадриде фашистской политической партии Испанская фаланга (исп. Falange Espaola).

Первое, что всячески подчёркивал основатель Испанской Фаланги, это надпартийный и даже анти-партийный дух нового движения. Он призывал всех испанцев служить не многочисленным партиям, а единому Отечеству. Испания признавалась высшей ценностью. В экономической части программа движения носила одновременно и антикоммунистический и антикапиталистический характер. Власть капитала фалангисты критиковали не слева, а справа. Они не признавали капиталистическую систему потому, что она игнорирует духовные ценности и дегуманизирует частную собственность. С точки зрения Хосе Антонио, материалистический и интернациональный — капитализм лишает человека индивидуальности, отчуждает от семьи, от Церкви, от традиционных ценностей и, в конечном счете, превращает людей — в товар, а народ — в массы производителей и потребителей. Основателю Испанской Фаланги «материалистический рай» был ненавистен потому, что он предпочитал Рай Небесный. Его личным идеалом был средневековый рыцарь-монах. «Вера и рыцарское служение — вот две вечные и истинные формы нашего бытия», — писал Хосе Антонио.

Фаланга организовала военные подразделения, называемые флагами, центуриями и эскадронами, и приняла традиционные цвета анархизма — красный и черный, а также собственную символику — лук, арку из трех копий и стрелы. Члены партии именовали себя товарищами, а руководителей движения — иерархами.


В качестве философско-политической платформы движения был принят романтический национализм Гегеля в интерпретации Муссолини. Выступая против либерализма и марксизма, фаланга защищала тоталитарный национализм, противостоящий капитализму и коммунизму. Фалангисты считали, что власть необходимо брать силой, а нацией должны управлять корпоративные органы под контролем партии.

После объединения в 1934 году Испанской Фаланги с ХОНС — Хунтой национал-синдикалистского наступления (исп. FE-JONS - Falange Española de las Juntas de Ofensiva Nacional-Sindicalista) в программу движения вошли идеи Ледесмы Рамоса о корпоративном государстве, где весь общественный организм рассматривался как единый профсоюз, а нация как дружная семья.

Была принята и его символика: трёхполосный, красно-чёрно-красный флаг с расположенным в центре крестообразным знаком, соединяющим стрелы и ярмо (из герба основателей Испании, католических королей Фердинанда и Изабеллы). Это обогатило идеологию фалангистов, но не изменило её сущность. Главные лозунги остались прежними; «Единение Отечества. Прямое действие. Антимарксизм. Антипарламентаризм».

Основные положения фалангистской доктрины содержались в речах и письмах Примо де Риверы, объединенных в Собрание сочинений (Obras Completas), а также в статьях еженедельника «F.E.» (под первыми листовками, выпущенными под редакцией Риверы, была подпись «F.E.» — «Fascismo Espaol») и «Арриба», основанных соответственно в 1933 и 1935.

В июне 1935 на тайной встрече лидеры партии приняли решение свергнуть республику. Заговор был раскрыт, и 14 марта 1936 Ривера был заключен в тюрьму. 18 июля началась гражданская война. Примо де Ривера был приговорен к смертной казни и расстрелян в Аликанте 20 ноября 1936.

Хосе Антонио Примо де Ривьера, о фалангизме:
"Мы не националисты, потому что национализм для нас это слишком мало. Любой националист по натуре индивидуалист, тогда как мы коллективисты и думаем о всем человечестве в целом. Но это не значит, что все люди должны слиться в едином потоке серой массы, не помнящей ни рода, ни племени. Наоборот, только сохранение и развитие этнической самоидентификации залог продолжения жизни нации и настоящей дружбы народов.
Мы не националисты, потому что национализм — это ограниченность, индивидуализм народов, а мы считаем себя коллективистами, и соответственно не можем быть националистами по определению. Для нас существует понятие общей судьбы народов и личностей в этом мире.
Правые и левые — это неполные ценности. Правые, поскольку они игнорируют экономические нужды нашего времени, лишают человеческого тепла свои религиозные и патриотические призывы, а левые, закрывая души народа для всего духовного и национального, низводят жизнь до уровня чисто материального, примитивного существования".

Комментариев нет :

Отправить комментарий