вторник, 8 августа 2017 г.

Ижевско-Воткинское восстание

Думаю, что правильно было бы, вспоминая про это легендарное восстание,где рабочие-оружейники,нахлебавшись по самые ноздри большевистского "светлого завтра",расправились с комиссарами и "чекистами", начать с истории этого региона. Дело в том, что собирали винтовки Мосина в то время три завода: Сестрорецкий под Петербургом, Ижевский и Тульский. Приходу большевиков не очень радовались в Туле. Цитата Владимира Ильича, красовавшаяся в центре города в виде огромного плаката, призванная радовать туляков : "Значение Тулы для республики огромно",превращалась в надписи на стенах домов и имело продолжение: «Значение Тулы для республики огромно, но люди там не те!». На самом деле фраза эта звучит так: " 20 октября 1919 года. В Тулу. Товарищам Каминскому, Оськину, Межлауку.
Товарищи! Значение Тулы сейчас исключительно важно, - да и вообще, даже независимо от близости неприятеля, значение Тулы для Республики огромно..." Далее, через два абзаца:
"Работа в Туле должна быть повышена изо всех сил... В Туле массы далеко не наши. Отсюда - обязательно сугубая интенсивность работы среди войска, среди запасных, среди рабочих, среди работниц" (5-е издание ПСС, т . 51 , стр . 65 ).

Ижевско-Воткинское восстание. Рабочие и дворяне против большевиков. 1918 год

Вот как выходит! Так почему же рабочий город не был «своим»?

Принято считать, что гражданская война, это война между рабочими и крестьянами против буржуев и всяческих прочих вредными элементов. На самом деле это совсем не так. Я бы скорее назвал это войной бедноты со средним и богатым классом, но не все рабочие и крестьяне были бедными. Тем более рабочие военных заводов. Многие работали по три поколения на заводе, большинство имели дома и приусадебное хозяйство. Фактически все были грамотны. Большинство рабочих происходили из окрестных деревень, где их уважали за обеспеченность, квалификацию и статус.
Здесь уже произошла смычка города с деревней, лидерство рабочего класса, рабочие не были бедны, поэтому лозунги большевиков были не актуальны.

Итак, рабочим Ижевского завода большевики с самого начала не нравились! Еще в мае 1918 года в местный совет из 170 делегатов большевиков прошло всего 22. Тогда большевики вышли из совета в знак протеста.

Большевики опирались на сорванных с места войной, малоквалифицированных приезжих. Ставили их во главе «своих» советов и органов власти. Среди коренных рабочих проводились реквизиции и аресты. В июле рабочие из бывших фронтовиков создали «Союз фронтовиков» и начали подготовку к восстанию. В рядах Союза было до 4 тысяч человек, 200 офицеров.

Седьмого августа большевики потеряли Казань, а вместе с этим городом и золотой запас Российской империи, который неизвестно как там оказался. Началась мобилизация в ряды Красной армии. Не симпатизирующие красным ижевские рабочие, тем более не имели большого желания за них воевать. Не желающие идти в армию ижевские рабочие взялись за оружие. Коммунисты расстреляли двух мобилизованных, а еще нескольких заперли в тюрьме.

А уже утром 8 августа «Союз фронтовиков», поддержанный почти всеми рабочими, выступил с оружием в руках. К середине дня город был в их руках.

Ижевский Совет народных депутатов (без большевиков) принял гражданскую власть в свои руки. А Союз фронтовиков избрал Штаб обороны и объявил о формировании Ижевской народной армии. Штаб назначил командующим военными силами капитана Цыганкова, а начальником штаба — жандармского полковника Власова. Оба они заявили, что по состоянию здоровья от должностей отказываются… (Спустя два месяца оба были расстреляны большевиками). Первого сменил полковник Д. И. Федичкин, второго — поручик Я. И. Зеблиев — оба из потомственных рабочих.

Были сформированы полноценные военные части. «В ходе боев 14–19 августа полк пополнился еще 800 добровольцами и был развернут. За счет военных трофеев стрелковые части были усилены 32 пулеметами; удалось сформировать собственную артиллерию — 2 четырех орудийных батареи».

Эта армия состоялась как чисто добровольческая, и не было нехватки в добровольцах. Штаб упорядочил армию. Основной ее единицей стала стрелковая рота из 4 взводов по 2 отделения в каждом. Состав роты — 150 человек при 2 офицерах (фактически — от 100 до 250 человек). Каждая рота имела номер и название, указывавшее на состав. 1-я Техническая рота штабс-капитана Куракина, 30-я Лесная (из лесной стражи) поручика Лесина. Было несколько Крестьянских рот, и даже рота Учредительного собрания эсера Шоломенцева.

Ситуация дальше разгоралась ещё более стремительно. Уже восьмого августа Союз фронтовиков города Воткинска попросил помощи и 16 августа из Ижевска вышла 15-я рота прапорщика Ермакова при одном орудии. В Воткинске их поддержал отряд унтер-офицера Корякина в составе 180 человек. Внезапным ударом 17 августа Воткинск был взят.
Сразу же началось формирование Воткинской армии, такой же , как Ижевская.

Уже объединенными силами к началу сентября армии вышли к Глазову и станции Чепца. На западе приблизились к реке Вятке. На юге взяли Сарапул и Агрыз, захватив железнодорожную ветку Казань-Екатеринбург. На западе они вышли на левый берег Камы около города Оханска. Ситуация развивалась стремительно! В руках восставших оказалась территория с населением почти в 1 миллион человек, на 80 % — крестьяне.

17 августа был образован Комитет членов Учредительного собрания Прикамского края (Прикомуч). Ему передавалась вся полнота гражданской власти на всей территории с 1 сентября 1918 года. Ядро Прикомуча составили эсеры — В. И. Бузунов (председатель), Н. И. Евсеев, А. Д. Корякин. Это были выходцы из рабочих и крестьян.

Чего же хотели рабочие Ижевска и Воткинска. Оказалось , что всего лишь демократии. Им было трудно понять, как можно сделать рабочих счастливыми, не спрашивая их мнения о наступающем счастье...

3 сентября 1918 года в газете «Ижевский защитник» опубликована Декларация этого правительства:
1. Восстановление всех политических свобод, завоеванных революцией февраля 1917 года.
2. Восстановление всех демократических основ земского и городского самоуправления, избранных на основе всеобщего равного, прямого и тайного голосования.
3. Установление связей и признание ответственности перед Комучем.
4. Всемерное способствование скорейшему возобновлению работ Всероссийского Учредительного Собрания.

Была объявлена запись крестьян в ряды армии Комуча. Записалось около 12 000 человек. Крестьянские роты носили названия своих деревень и шли в бой под командованием офицеров из тех же мест, получивших чины во время Великой войны. Многие крестьяне несли милицейскую службу возле своих деревень. Всего армия насчитывала около 30 000 человек и 13 орудий.

В отличии от «народной» армии большевиков, армии Прикомуча выглядела иначе. Формы не было. На левом рукаве носилась красная повязка с черным Андреевским крестом. На ней буквы Н и А — то есть «народная армия», ниже надпись по принадлежности — «Ижевск» или «Воткинск». Награда была одна — Георгиевская ленточка в петлице. За отвагу в бою. В этой армии установились демократические порядки! Офицерские должности были выборными, и этим офицерам подчинялись. Всем военнослужащим выплачивалась одинаковая зарплата — средняя зарплата рабочего на заводе, 42 руб. Дисциплину не приходилось поддерживать наказаниями. Все знали всех по-соседски. Приказы штаба обсуждались коллективно. Вне строя офицеры власти не имели. Обращение в строю — «товарищ», ко всем чинам. Нравы ижевских рабочих очень напоминали нравы казаков. Нравы народа, который управляет собой сам.

Десятого сентября красные взяли Казань, и силы были переброшены на уничтожения Прикомуча. 3 октября красные берут Агрыз, 4 октября Сарапул. 23 по 28 октября несколько раз переходит из рук в руки пристань Гольяново на Каме и остается за красными. Район восстания оказывается полностью окружен. 5 ноября красные переходят в решительное наступление, начинаются бои за Ижевск. Вечером 7 ноября город пал, его защитники и часть населения перешли в Воткинск.

8 ноября 1918 года Командование и Прикомуч решили: защищать город нет сил, надо отходить на восток. Под руководством капитана Вологдина сооружается понтонный мост через Каму. 12 и 13 ноября заслоны вдоль Камы разгромлены красными. Красные берут Воткинск и наседают, отступление переходит в бегство. К 14 ноября за реку переправляются 30 тысяч ижевцев и до 45 тысяч воткинцев. Большинство из них — мирное население, армия составляет от силы 20–25 тысяч спасшихся. Многие части остаются, чтобы прикрыть отход, и гибнут до последнего человека. В том числе и все артиллеристы.

Общее число погибших на фронтах оценивается по-разному — от 10 до 20 тысяч убитых с обеих сторон. Захватив Прикамье, красные расстреляли примерно такое же число людей. В одном Ижевске убили больше 800 человек.

Позже ижевцы и воткинцы продолжат сражаться в армии Колчака , причем будут одним из самых боеспособных полков его армии. Сражаться он продолжал под красным знаменем во имя революции, чем вызывал огромное неудовольствие остальной армии и особенно казаков. В конце концов, после сражения под Бугурусланом, Колчак лично подарил ижевцам и воткинцам новое почетное знамя: российский триколор. Рабочие охотно шли на парадах с этим почетным знаменем, а в бой — исключительно под красным.

БИБЛИОГРАФИЯ:
1.Фельдман М. А. Ижевско-Воткинское рабочее восстание сквозь призму социальной истории России // Российская история. — М.,2012
2.Цветков В. Ж. Белое дело в России. 1917-1918 гг. (формирование и эволюция политических структур Белого движения в России). — М.,2008
3. Зубарев С.П. Прикамье в огне. — Ижевск,1967
4. Каревский А. А. К истории антибольшевистского восстания в Ижевске и Воткинске // Ижевско-Воткинское восстание. — М.,2002
5.Ленин В.ПСС.Т.5.-М.,1970

Комментариев нет :

Отправить комментарий